Глеб Архангельский (glebarhangelsky) wrote,
Глеб Архангельский
glebarhangelsky

Звездные войны 7

Посмотрел Звездные Войны 7. Впечатления сложные.

Вся сага Звездных войн жестко делится для меня на два типа. Первый – «леталки-стрелялки» - это четвертый, пятый и первый фильмы. Красивые и увлекательные фильмы, но на один-два раза. Не ВЕЛИКИЕ фильмы.

Второй тип – ВЕЛИКИЕ фильмы. Третий, шестой и в какой-то мере второй. Это фильмы, которые, как «Крестный отец», можно пересматривать десятки раз. Величие этих фильмов в двух составляющих – БОРЬБА ЗА ДУШУ и ЭСТЕТИКА ИМПЕРИИ.

Борьба за душу – это борьба Люка с Императором в тронном зале Звезды смерти в 6 фильме; это Анекен, вырезающий племя в пустыне во 2-м фильме; это весь третий фильм, с гениальным диалогом Палпатина и Анекена в театре («А этому может кто-то научить? – Только не джедай!»), и, конечно, с кульминацией – присягой Анекена на верность учению ситхов. Именно эту сюжетную линию я вынес на фото к посту. Борьба за душу человека – это, начиная с Библии, важнейшая тема для книг, музыки, фильмов… И в классических Звездных войнах эта тема раскрыта блестяще.

Эстетика империи – это вторая причина того, что Звездные войны стали «больше, чем серией фильмов», стали целым миром с миллионами сторонников. Кульминации этой сюжетной линии - прибытие Дарта Вейдера и Императора на Звезду Смерти в 6 фильме, Палпатин на смотре войск в конце 2 фильма, речь Палпатина в Сенате, объявляющая преобразование Республики в Империю - как справедливо аттестуют ее на ютюб, The Best Public Speech Ever. Эта линия – это высокое искусство, эмоция и энергия. Как московские высотки; как нью-йоркские небоскребы.

С этой точки зрения Звездные войны 7 – это строго «леталки-стрелялки». В них есть крохотная попытка показать «борьбу за душу», но довольно неубедительная. И есть довольно существенно измененный, и к сожалению, не в лучшую сторону, имперский компонент.

Фильм на уровне «леталок-стрелялок» сделан хорошо, красиво, цепляет, увлекает. Привлекательные новые герои, красивые разнообразные планеты, все в порядке с батальными сценами. Это второй раз в жизни после Аватара, когда я увидел смысл в «3D-шности» фильма и реальное отличие этого жанра от 2D. Если бы не существовало великой саги из шести предыдущих фильмов – со своим миром, эстетикой, мифологией, миллионами поклонников – это был бы просто добротный фантастический фильм. Но великая история накладывает свои обязательства и ставит более высокую планку. И вот эта планка, конечно, не выдержана.

Первое – вместо классической имперской эстетики введена новая, намного худшая. На создание главной парадно-имперской сцены, похоже, пригласили дизайнеров «Обитаемого острова» - такое же прилизанно-напомаженное безобразие.

Второе – конечно, в классической саге осознанно повторялись некоторые сюжетные ходы – похожим образом подрываем примерно такую же Звезду смерти и т.п. Но в 7-м фильме эти повторения часто приобретают характер утрированных и неприятных штампов. Видимо предполагалось, что они должны у фаната Звездных войн вызывать радостное узнавание, но вызывают скорее удивленное неприятие.

И третье – чрезвычайно странно появление в фильме абсолютно чуждого дизайна из Гарри Поттера, в облике двух основных злодеев (думаю, почти не спойлерю). Это крайне неприятно и неправильно по отношению ко всей саге.

Резюме. Незнакомым со «Звездными войнами» с седьмого фильма начинать не стоит, лучше начать с третьего («Месть ситхов»), или посмотреть всю сагу по порядку, с 1 фильма по 6. Фанатам Звездных войн седьмой фильм посмотреть стоит, но заранее сформировав спокойные невосторженные ожидания. Тогда получите удовольствие от просто красивого и динамичного фильма.

Tags: Фильмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments