Глеб Архангельский (glebarhangelsky) wrote,
Глеб Архангельский
glebarhangelsky

Нужен ли вам рост вашего бизнеса?



Нужен ли вам рост вашего бизнеса? Странный вопрос, скажете вы. Конечно нужен! Рост – это прекрасно! Все хотят роста бизнеса. Роста прибыли, роста выручки, более крупных проектов, более «крутых» клиентов.

Перед семинаром «Эффективный бизнесмен» мы высылаем участникам анкету, обязательную для заполнения. В этой анкете несколько вопросов о тех целях, вызовах, которые предприниматель ставит перед собой в отношении своего бизнеса. Кстати, сейчас идут финальные дни регистрации на 9-10 декабря, последний семинар в этом году, программа и все подробности здесь: http://tminvest.ru/event/

Один из вопросов анкеты – «Ваша годовая выручка сейчас; желаемая годовая выручка через 3 года».

Интересная закономерность – чем опытнее предприниматель, чем серьезнее его бизнес, тем более взвешенные и осторожные «задачи роста» он ставит. Сейчас 1 млрд. 430 млн., через 3 года хотелось бы 1 млрд. 850 млн. При этом цифры выручки приводятся достаточно точные.

Предприниматели с годовой выручкой от 200-300 до 600-800 миллионов рублей редко ставят задачи ниже, чем вырасти втрое-впятеро.

И, наконец, владельцы маленьких компаний с выручкой до 100 млн. руб. практически всегда хотят вырасти вдесятеро. Цифра будущей выручки обычно очень грубая, «с потолка» - сейчас выручка 35 млн., хочу 400. Очень быстрый, кратный, «в разы» рост – кажется, почти всеобщая мечта.

Гораздо реже встречается противоположный подход. Один из участников семинара выдал такой отрезвляющий монолог:

«Мой топ-менеджмент постоянно тащит меня «в рост» - давайте заведем еще вот такой продукт! Давайте откроем еще вот такие филиалы! Давайте поглотим вот такого конкурента!

И я постоянно их сдерживаю. Я знаю, что рост бизнеса мне совершенно не нужен. Меня устраивает тот доход, который я получаю от этого бизнеса. Я не собираюсь тягаться длиной яхты с Абрамовичем, я не трачу деньги на дурную роскошь. Мне нравится текущий масштаб бизнеса и те задачи, которые я в нем решаю. Любой рост – это новизна, реформы, разброд, раздрай, нестыковки, бестолковки, море новых задач. В текущем состоянии бизнес очень хорошо отстроен, работает «как часы».

У меня разумный рабочий день до 18 часов, а не до полуночи, как у многих бизнес-друзей. Когда нужно, я легко беру дополнительные выходные и отпуска. Вечером и в выходные я отключаю телефон и уделяю полное внимание отдыху, семье, своим хобби. Меня абсолютно устраивает мой эффективный, хорошо отстроенный и НЕ РАСТУЩИЙ бизнес».

Важно помнить, что кратный рост – это кратное усложнение задач. Вы успешно продавали среднему бизнесу проекты за 1-2 млн. рублей и (удача!) продали крупной корпорации проект за 20 млн. – не спешите радоваться. «Отжимать» по срокам и качеству клиент будет вас несопоставимо жестче. Требования к вашему персоналу и его способностям кратно возрастут. Ваши личные управленческие компетенции нужно будет срочно наращивать. Вам лично, не полагаясь на юристов, придется вникать в мелкие пункты 180-страничного договора, потому что именно на этих мелких пунктах крупный клиент вас и поймает. Кассовые разрывы, которые раньше вы могли закрывать из своего кармана, теперь нужно закрывать профессиональными инвестиционными инструментами.

Еще один монолог участника семинара «Эффективный бизнесмен». «Мы недавно неожиданно поняли, как плохи наши дела и как опасен непродуманный быстрый рост. Мы выиграли тендер на организацию крупного события для статусного корпоративного клиента, на 80 миллионов рублей. Нашей радости не было предела, ведь сейчас вся наша годовая выручка чуть больше сотни миллионов.

Но потом мы сели, подумали, посчитали…. И пришли в ужас. Клиент по условиям тендера платит через 90 дней после события. А все затраты нам необходимо нести за несколько месяцев ДО того – снимать зал, нанимать звезд и т.д. Раньше хватало собственного капитала. Сейчас никаких наших машин и квартир не хватит, чтобы под их залог получить деньги. Почку, что ли, теперь закладывать? А отказаться от контракта – потерять репутацию, и надолго».

Планируя создание бизнеса, или развивая текущий бизнес, очень важно не поддаваться общему «аля – улю – гони гусей – расти-расти, расти быстрей!». Важно понимать, какие «пределы роста» разумно поставить. И этот вопрос лежит не в плоскости бизнеса, а в плоскости вашей жизненной стратегии как предпринимателя. Нужно ответить себе на классический вопрос Остапа Бендера – «Шура, сколько денег вам нужно для счастья?»

Ответьте себе на вопросы:


  • Сколько денег мне нужно для счастья?

  • Бизнес-задачи какого масштаба меня по-настоящему привлекают? С учетом того, что чем масштабнее задача – тем больше в ней разного рода рисков, неприятных подзадач, общения с неприятными людьми, бессонных ночей, седых волос, растраченных нервов.

  • С какой конечной целью я создаю бизнес, и когда она будет достигнута? Бизнес для меня – самоцель, интересный процесс, или я предполагаю точку, когда скажу – «Задача этого бизнеса выполнена, пора переходить к чему-то другому»?

Это не те вопросы, на которые можно ответить себе быстро. Но важно помнить о них постоянно, и корректировать ответы в зависимости от ситуации. Проработайте эти вопросы хорошей компании.

9-10 декабря в Москве пройдет последний в этом сезоне семинар «Эффективный бизнесмен». В обществе владельцев бизнеса и топ-менеджеров вы получите набор практичных прикладных техник планирования жизненной стратегии предпринимателя; повышения стоимости бизнеса; повышения управляемости компании.

Получите программу и узнайте специальные ценовые условия здесь: http://tminvest.ru/event/

Tags: Предпринимательство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment