Глеб Архангельский (glebarhangelsky) wrote,
Глеб Архангельский
glebarhangelsky

Неприятные вопросы владельцу бизнеса

Вы владелец бизнеса? Задайте себе несколько неприятных вопросов о его стоимости. Стоимость бизнеса – главный показатель вашего профессионализма как собственника. Ваш главный «KPI», ключевой показатель эффективности, как предпринимателя.

Даже если вы не планируете продавать бизнес в обозримом будущем, крайне важно следить за его стоимостью как основным показателем здоровья и качества бизнеса.

Чтобы примерно, в первом приближении, определить стоимость вашего бизнеса, вам не потребуются многотомные учебники «Оценка стоимости бизнеса» с многоэтажными формулами. Все гораздо проще. Для примерной оценки стоимости нужно умножить вашу годовую прибыль на так называемый «мультипликатор». Например, «этот бизнес продали за 7 годовых прибылей». Для российских владельческих бизнесов с выручкой до 1-2 млрд. руб. стоимость крайне редко составляет больше 5 годовых прибылей.

При продаже владельческих бизнесов часто говорят не о «бухгалтерской» прибыли, не об абстрактных цифрах в финансовых отчетах, а о «живой» прибыли – том реальном количестве живых денег, которое владелец может извлекать из бизнеса в форме дивидендов лично для себя.

Практическое задание: возьмите вашу «живую» прибыль за прошлый год, умножьте ее на 2 – это пессимистичная оценка стоимости вашего бизнеса; умножьте на 5 – это оптимистичная оценка.

А вот теперь – неприятные вопросы, которые вы должны себе задать.

1. Вы вовлечены в операционное управление бизнесом, выполняете одновременно с владельческими функциями функции генерального директора? Если да, тогда из того, что вы назвали «прибылью» бизнеса, нужно вычесть рыночную зарплату наемного гендиректора. Причем «белую», со всеми налогами! Эта часть вашей «прибыли» - никакая не прибыль бизнеса, это лишь зарплата управляющего, которую вы сами для себя сгенерировали в своей компании.

2. Если (чудом) после первого вопроса у вас еще осталась прибыль, спросите себя – вы как владелец вовлечены в процесс продаж, общения с клиентами? Если да – вычтите из прибыли бонусы принятого в отрасли размера, которые должны заплатить себе как «вип-продавцу».

3. И наконец, являетесь ли вы в бизнесе «главным технарем» – главным инженером, дизайнером, программистом…? Если да – вычтите рыночную зарплату такого человека из прибыли бизнеса.

Практическое задание: определите настоящую прибыль вашего бизнеса. Для этого вычтите из того, что вы раньше называли прибылью, вашу зарплату как «главного управленца», «главного коммерсанта» и «главного технаря». Не забывайте добавлять к этой зарплате 13% подоходного налога и примерно 30% социальных налогов.

К сожалению, абсолютное большинство российских бизнесов с выручкой до нескольких сотен миллионов рублей такой тест не проходят. Они оказываются никакими не бизнесами, а «самозанятыми рабочими местами», сгенерировавшими для владельца неплохую зарплату – но не более того.

Как сделать ваш бизнес более эффективным – так, чтобы он стабильно генерировал прибыль, а не просто зарплату для вас как управляющего? Обсудим в компании владельцев и топ-менеджеров на деловом завтраке Глеба Архангельского «Как, зачем и когда предпринимателю ПРОДАВАТЬ СВОЙ БИЗНЕС». 4 октября, среда, 9.00 – 12.00, бизнес-центр «Красный октябрь» (м. Кропоткинская). Участие бесплатное, обязательна регистрация по ссылке!
Tags: Предпринимательство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment