Глеб Архангельский (glebarhangelsky) wrote,
Глеб Архангельский
glebarhangelsky

Государства – банкроты

Друзья,

Глядя на текущие мировые события – снижение кредитного рейтинга США, долговые проблемы в Европе и т.п. Меня всегда удивляло, что государственные облигации дают меньшую доходность, чем корпоративные, т.е. что государства рассматриваются рынком как более надежные заемщики, чем крупные корпорации. И любая книжка по инвестированию говорит о гособлигациях как самой надежной части портфеля для консервативного инвестора.

Долговые кризисы Греции, Ирландии, Италии, а теперь и долговые проблемы США, выявляют в общем-то и так давно понятную вещь. Что если государство сравнить с крупной корпорацией, то руководство государства в финансовом плане в среднем безответственнее, а «бестолковки» и неэффективностей в организации процессов, а следовательно и в расходах, в государстве в среднем больше, чем в корпорации.

Забавный пример рассказал недавно знакомый итальянец. Несколько лет назад он видел бюджет почты одного небольшого городка. В нем была такая статья – обеспечение услуг ТЕЛЕГРАФНОЙ (в 21 веке!!!) связи. Расходы - 57 тыс евро, доходы – 4.5 тыс. евро (что-то мне подсказывает, что телеграфом на эти 4.5 тыс. евро пользовались госорганы, еще не освоившие электронную почту). То ли просто бестолковка, то ли сильный профсоюз почтовых работников много лет бился за несокращение рабочих мест специалистов по работе с телеграфным аппаратом. Вместо того, чтобы телеграф в принципе упразднить, а людей переучить на что-то более полезное. Умножаем эти «4.5 тыс. минус 57 тыс.» на количество таких городков.

Другой пример – железные дороги на Сицилии. В отличие от севера Италии, где ж/д сообщение активное и работает довольно хорошо, на юге, на Сицилии, поезда почти не ходят, состоят обычно из пары вагонов, почти никто ими не пользуется, и немудрено – от пункта А до пункта Б можно доехать, например, на машине за 1.5 часа, на поезде за 5 часов с двумя пересадками. Машина, хотя бы драненький Fiat 1961 года, есть абсолютно у всех. Железные дороги глубоко убыточны. Но государство много лет спонсирует их. А поскольку деньги не берутся из ниоткуда, то берутся они из карманов тех, кто занимается чем-то более полезным и с этого полезного платит налоги.

Конечно, в больших корпорациях хватает своих бестолковок и странностей, но в целом акционеры и рынок давят на корпорацию и заставляют ее сокращать расходы и повышать эффективность. А на государства давят избиратели и профсоюзы, заставляя сохранять и увеличивать совершенно сюрреалистические расходы.

Так что когда у нас в телевизоре кто-нибудь в очередной раз говорит «государство должно», «усилить государственный контроль», «ужесточить контроль и принять меры», я всегда вспоминаю эти достаточно простые и на поверхности лежащие экономические соображения.

Tags: Предпринимательство, Реформы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments