Глеб Архангельский (glebarhangelsky) wrote,
Глеб Архангельский
glebarhangelsky

Статья по дорожной карте

01Друзья,

В РБК-Daily написал колонку про дорожную карту по упрощению регистрации предприятий. Публикую под катом. Прямая ссылка: http://www.rbcdaily.ru/2012/09/07/focus/562949984666249

Мы вышли на вторую стадию проекта: разработанная дорожная карта получила официальные отзывы заинтересованных государственных органов. Есть как технические уточнения, так и принципиальные возражения. В основном они касаются тех упрощений, которые могут осложнить контроль за созданием «однодневок» - отмена минимального требования к уставному капиталу, упрощение требований к «юрадресу», возможность открыть компанию одновременно с открытием банковского счета, некоторые моменты удостоверения личности при онлайн-регистрации.

В ближайшие недели будем встречаться с основными вовлеченными в процесс госорганами (ФНС, Банк России, Росфинмониторинг, Минкомсвязи и др.), возражения обсуждать и, по возможности, снимать.



Как облегчить роды новой компании

Исследования Всемирного банка показывают, что легкая, удобная и быстрая процедура регистрации предприятий добавляет в среднем от 0,5 до 1,5% роста ВВП. В пересчете на живые деньги, зарплаты, рабочие места это очень серьезные цифры. Сейчас Россия в рейтинге Всемирного банка Doing Business находится на 111-м месте по регистрации предприятий. Это не соответствует ни масштабам нашей экономики, ни качеству системы образования, ни качеству человеческого потенциала. Чтобы быть на первых местах, необходимо упрощать государственные процедуры и ускорять их.

Чтобы улучшить инвестиционный климат в стране и место России в рейтинге, необходимо в первую очередь сократить финансовые издержки предпринимателя на создание новой компании. В том числе отменить требования к минимальному уставному капиталу (сейчас 10 тыс. руб.) и снизить размер госпошлины (сейчас 4 тыс. руб.), а также сократить некоторые дополнительные расходы. Эти по меркам действующей компании совсем небольшие суммы на старте бизнеса очень важны. Руководитель начинающего предприятия обычно экономит каждую копейку, клиентов и заказов еще нет, а расходы уже есть. Зачастую люди в первые полгода-год существования бизнеса вкладывают в него все свои сбережения, влезают в долги.

Еще одна статья расходов начинающего предпринимателя — консультации посреднических компаний, помогающих зарегистрировать компанию, разработать комплект базовых документов. Обычно это стоит порядка 10—15 тыс. руб. Чтобы снизить эти издержки, «дорожная карта» по упрощению процедур регистрации предприятий Агентства стратегических инициатив предполагает создание call-центра для консультаций по регистрации предприятий, возможность получить в регистрирующем органе консультацию как в Интернете, так и по телефону. Предусмотрено также создание типовых уставов для ООО, чтобы предприниматель не тратил время, силы и деньги на сложные документы, мог выбрать один из законодательно утвержденных типовых уставов.

Значительного ускорения регистрации компании можно добиться с помощью Интернета. В лучших мировых практиках (Сингапур, Новая Зеландия и др.) компанию можно зарегистрировать онлайн за несколько часов. В России такой сервис уже есть на сайте ФНС и развивается на сайте gosuslugi.ru, но работать еще есть над чем. И главное, важна популяризация, чтобы предприниматели не стояли в очередях, знали об интернет-возможностях и пользовались ими.

Еще одна область ускорения и упрощения, аналоги которой существуют в мировой практике, — это регистрация предприятия одновременно с открытием банковского счета. Без счета компания не может работать, поэтому визит предпринимателя в банк неизбежен. Лишние походы в присутственные места можно устранить: предприниматель может прийти в один из аккредитованных банков, подать документы одновременно на регистрацию компании и открытие счета. Банк сам удостоверит личность предпринимателя и отправит его документы в налоговую службу для открытия компании.

Одна из важных задач «дорожной карты» — стимулировать отказ от «бумажек» в деловом обороте, не только при создании компании, но и в ее дальнейшей жизни. Сейчас любая сколько-нибудь серьезная сделка между компаниями, открытие банковского счета, участие предприятия в тендере сопровождаются распечаткой, подписыванием и пересылкой чудовищного количества бумаг. Копии уставных документов, копии бухгалтерской отчетности, бумажные выписки из ЕГРЮЛ и т.д. и т.п. — все это огромные затраты времени и денег. Возможность использовать электронные документы, подписанные электронно-цифровой подписью, в том числе при взаимодействии с госорганами, упростит жизнь всем — и предпринимателям, и государственным органам.

Мы рассчитываем, что в результате реализации «дорожной карты» должна не просто упроститься регистрация предприятий и улучшиться позиция России в рейтинге Всемирного банка (см. врезку). Конечные цели — увеличение количества создаваемых предприятий и доли малого бизнеса в экономике, создание новых рабочих мест, улучшение инвестиционного климата в стране.

Глеб Архангельский, руководитель рабочей группы «Оптимизация процедур регистрации предприятий» Агентства стратегических инициатив, генеральный директор ОАО «Организация времени»



Tags: Реформы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment