Глеб Архангельский (glebarhangelsky) wrote,
Глеб Архангельский
glebarhangelsky

Масштабируем ли ваш бизнес?



Представьте, что вам предлагают принять в дар один из двух бизнесов на выбор.

У обоих бизнесов одинаковая годовая выручка, одинаковая прибыль, одинаковое количество сотрудников.

Первый бизнес – разработка и внедрение корпоративных информационных систем для крупных корпораций. Диагностика потребностей компании, разработка технического задания, разработка информационной системы, внедрение.

Второй бизнес - облачный ИТ-сервис для физических лиц, собирающий с пользователей небольшие ежемесячные платежи.

Какой из этих бизнесов вы приняли бы в дар, если все финансовые показатели у них одинаковы?

Когда я задаю этот вопрос на семинаре «Эффективный бизнесмен», неизменно следует жаркая дискуссия. Кого-то больше привлекают крупные корпоративные проекты, работа с известными брэндами. Кому-то нравится более высокая механистичность, настраиваемость бизнеса, связанного с ИТ-сервисом для большого количества физлиц.

Однако далеко не все даже опытные предприниматели обращают внимание на признак, который по-настоящему отличает эти два бизнеса – МАСШТАБИРУЕМОСТЬ. По-английски этот важнейший признак хорошего бизнеса называется Scalability, и на него обязательно обращают внимание опытные инвесторы.

Что такое «масштабируемость»? Это способность бизнеса приносить больше прибыли на каждый следующий рубль издержек. Термин позаимствован из инженерного знания, где масштабируемость системы измеряется как прирост производительности системы, деленный на прирост используемых системой ресурсов. Грубо говоря, на рубль (киловатт, килограмм…) вложенных дополнительных ресурсов система должна давать два (три, четыре…) рубля (киловатта, килограмма…) полезной отдачи.

Посмотрим на два наших ИТ-бизнеса. «В моменте» у них одинаковые финансовые показатели. Но как поведут себя эти бизнесы в ходе РОСТА?

Бизнес-1, «корпоративный», «внедренческий». Если мы хотим вдвое увеличить выручку, нам нужно пропорционально увеличить расходы. Нам нужно вдвое больше программистов, консультантов, секретарей, менеджеров, офисных площадей, бумаги для принтеров, капсул для кофе-машин…

Или даже хуже – нам нужно не вдвое, а втрое, вчетверо больше расходов. Условно говоря, пятью программистами управлял один менеджер, а десятью программистами управляют два менеджера и один старший менеджер, который лоббирует себе персонального секретаря и отдельный кабинет.

На графике эта ситуация изображена красной линией – расходы выросли быстрее, чем выручка. Такое нередко бывает при необдуманном быстром росте слабо масштабируемых бизнесов. Не успел предприниматель порадоваться быстрому росту выручки, как система «пошла в разнос».

Теперь рассмотрим Бизнес-2, который предоставляет физлицам доступ к некоему полезному облачному сервису. Если мы захотим вдвое увеличить выручку, нам не потребуется вдвое больше программистов, вдвое больше сотрудников техподдержки, вдвое больше офисов и т.п. Конечно, нужно будет в какой-то мере прирастить количество сотрудников, серверные мощности и т.п. – но расходы будут расти медленнее, чем выручка. Эти расходы на графике показаны зеленым цветом.

Таким образом, бизнес-2 обладает гораздо большей масштабируемостью, чем бизнес-1, и поэтому правы те, кто выбирает принять в дар именно его.

Интересный пример высокомасштабируемых бизнесов – социальные сети. Фейсбук при IPO был оценен примерно в 500 годовых прибылей; LinkedIn – примерно в 700. Что это за странные инвесторы, сделавшие инвестиции с окупамостью 500 и 700 лет?!

Такая высокая оценка объясняется во многом масштабируемостью соцсети как бизнеса. «Смотрите», может сказать социальная сеть, «у нас есть миллиард человек, с которых мы умеем собирать доллар в год. И мы можем показать, как мы с них научимся собирать два доллара в год. Но нам при этом не потребуется вдвое увеличить наши расходы». Таким образом, высокая оценка, «мультипликатор» в стоимости соцсети - не столько отражение текущей ее прибыльности, сколько возможности масштабирования.

Плохая новость – большинство привычных нам бизнесов скорее мало масштабируемы. Найти масштабируемую модель в традиционных бизнесах не так просто.

Нередко дополнительную масштабируемость можно получить с помощью трансляции интеллектуальной собственности, бизнес-моделей. Например, коммерческий детский сад - очень плохо масштабируемая история. Чтобы получить впятеро больше выручки, нужно впятеро больше детей, площадей, воспитателей и т.д. А вот франшиза коммерческого детского сада – масштабируемая история. Чтобы продать 100 франшиз, не нужно нести в 100 раз больше расходов.

Масштабируемость – один из «Семи способов повышения стоимости бизнеса», которые мы подробно обсуждаем на семинаре «Эффективный бизнесмен». Последний в этом сезоне семинар пройдет 9-10 декабря в Москве, в бизнес-центре Digital October.

Приходите на семинар и получите набор практичных прикладных техник планирования жизненной стратегии предпринимателя; повышения стоимости бизнеса; повышения управляемости компании. Ознакомьтесь с программой семинара и узнайте о специальных ценовых условиях здесь:

http://tminvest.ru/event/

Tags: Тайм-менеджмент
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment