Глеб Архангельский (glebarhangelsky) wrote,
Глеб Архангельский
glebarhangelsky

Category:

ФЕОДАЛЬНЫЕ АНАЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Большинство российских корпораций, с которыми я активно работал, не говоря уже о компаниях среднего бизнеса, очень хотели бы жить в модели абсолютизма, но реально живут в феодальной модели. Это с моей стороны совершенно не ругательство, это приложение исторических аналогий к менеджменту.

То есть все, конечно, читают книги и проходят тренинги о системах, процессах, стандартах и процедурах. Хотят иметь все признаки зрелого абсолютизма – когда структуры, процессы, законы, процедуры становятся важнее личностей.

Однако живут в основном в феодальной модели – с уделами и удельными князьями, вассальными клятвами, многочисленными решениями «по ситуации», а не «по закону». И что важно, с довольно высокой автономией удельных княжеств. Я вам дань в Орду отгрузил, войско в случае войны пошлю как договаривались, а как я здесь внутри управляюсь – уже не ваше дело, не лезьте ко мне со своими едиными корпоративными стандартами.

Ничего плохого в феодальной модели нет – она часто более гибка, быстрее приспосабливается к обстоятельствам, устойчивее к кризисам, лучше ложится на наш менталитет. Но вот чтобы эффективно в ней функционировать, надо понимать ее закономерности. И для этого стоит присмотреться к русской истории XIV-XV веков, к переходу от феодальной раздробленности к зрелому феодализму. Для чего крайне интересно читать первоисточники, одним из которых является сборник «Духовные и договорные грамоты русских князей».

С одним из клиентов, у которого в его 7-8 млрд рублей выручки уже поднаросло разных дочерних вассальных бизнесов, мы прямо по этой книжке вырабатывали принципы взаимоотношений с вассалами и вассалов между собой. «А бояром нашим от мене к тебе и от тебе ко мне в службу безопасно отходити. Но аще который боярин мне великому князю згрубит, тебе бы его боярина к себе не принимати, и аще тебе згрубит, то мне такожде его не принимати…»

Еще в грамотах волоцких князей много моей «малой родины». Кроме первого упоминания Селижарова монастыря, есть еще всякие Голенково, Теглецы, или какие-нибудь Крестцы, в которых сейчас несколько домов – а в грамоте XVI века эти Крестцы уже упомянуты.

Жемчужина этого собрания, конечно, духовная грамота Иоанна Васильевича Грозного. Это не только подробный административно-хозяйственный документ, но и яркое литературное произведение, обращенное к двум сонаследникам, царевичам Иоанну и Феодору.

Книга есть в электронном виде в интернете по ссылке https://clck.ru/W2wFZ.
Также легко гуглится переиздание 1950 года, выложено на нескольких сайтах.
Subscribe

  • Первая работа

    Праздную юбилей моей первой «взрослой» работы. 20 лет назад я увидел в церковной лавке петербургского подворья Валаамского монастыря…

  • С Днем Победы!

    В праздник Победы нужно вспомнить не только тех, кто воевал, но и тех, кто трудился в эту страшную войну. Моя бабушка, Анна Михайловна Горчакова,…

  • Христос воскресе!

    «Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть!»

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments