Глеб Архангельский (glebarhangelsky) wrote,
Глеб Архангельский
glebarhangelsky

Categories:

ВОЗВРАТ ПРЕДОПЛАТЫ

На всех онлайн-курсах в школе www.gleb.school, посвященных второму доходу и предпринимательству, мы упоминаем важность предоплаты. Ничто так не расхолаживает клиента, не побуждает его обесценивать вашу работу, как необходимость платить после того, как работа сделана. Процент предоплаты, которую вы способны непринужденно и стабильно брать с клиентов - прямое отражение прокачанности вашей денежной мышцы. В идеале это всегда 100%.

Но не забывайте один важный нюанс. Если вы работаете с клиентом в рамках договора оказания УСЛУГ (даже заключенного в устной форме), клиент всегда вправе ВЕРНУТЬ ПРЕДОПЛАТУ, если передумал получать услуги. Что бы вы ни написали в договоре, например "при отказе клиента от консультации / неявке клиента на тренинг / отмене мероприятия клиентом - предоплата не возвращается". Такое условие договора противоречит так называемой императивной, т.е. доминирующей над вашими частными договоренностями, норме Гражданского кодекса. Это крайне неудобно - вернув предоплату "передумывателю", вы потеряли время, силы, свободную дату, не получив никакой компенсации.

Что делать? Постараться разбить услугу на несколько частей и закрывать ее деньгами (и в случае работы от ИП или ООО, актами сдачи-приемки) поэтапно. Например, вы организуете детский праздник за 100 тыс. руб. Выделите 20-30 тыс. как этап "разработки концепции и программы мероприятия", закройте ее отдельным актом сдачи-приемки. Тогда при отмене клиентом мероприятия эту часть предоплаты вам не придется возвращать - услуги в этой части выполнены и приняты клиентом.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments