(no subject)

Друзья, опубликована афиша ТМ-клубов Лиги «Время» на октябрь 2021 г. ТМ-клубы проводят встречи как в режиме онлайн, так и очно. Участие бесплатно, регистрация обязательна. http://tmliga.ru/event

ФИНАНСОВАЯ ПРИЗМА

Многие проекты и личности смотрятся совсем по-другому через призму денег. Твердые финансовые цифры развеивают дым заблуждений и самообольщений. "Мы входим в тройку лидеров рынка, у нас миллиард рублей выручки... но зарабатываем только зарплату 200-300 тысяч рублей в месяц" - яркий пример из консультантской практики. Очень интересно под этим углом зрения посмотреть на великих исторических личностей и большие исторические процессы.
Рекомендую книгу: Андрей Коломиец, Финансовые реформы русских царей. Это очень тщательный, детальный, со ссылкой на многочисленные источники, обзор финансовых политик и практик русского правительства начиная с Ивана Грозного и до Николая II.

Помимо множества полезных наблюдений для управленца-практика, в книге вы найдете неожиданный взгляд на некоторых лидеров России. Скрупулезная и тщательная бюджетная политика императоров Николая I и Александра III, их борьба за профицит бюджета и стабильность рубля, вряд ли удивят читателя, оценивающего этих государей не по советскому учебнику истории.

Безобразные финансовые эскапады Петра I тоже вряд ли станут сюрпризом. Сломать вполне работоспособную приказную систему управления финансами, на ее месте налепить разносортных административных уродцев, лишь бы с немецкими названиями подиковиннее, и потом на протяжении всей жизни переламывать и перестраивать всю эту кунсткамеру к полному расстройству казны - только оттеняет облик этого безумца на троне. Но вот например серьезное поправление финансовых дел при Анне Иоанновне, не любимой ни имперской, ни советской историографией - это любопытно и неожиданно.

Книга выходила небольшими тиражами несколько раз, разыскать ее в бумаге потребует некоторого усилия. Но оно того стоит.

ВОЗВРАТ ПРЕДОПЛАТЫ

На всех онлайн-курсах в школе www.gleb.school, посвященных второму доходу и предпринимательству, мы упоминаем важность предоплаты. Ничто так не расхолаживает клиента, не побуждает его обесценивать вашу работу, как необходимость платить после того, как работа сделана. Процент предоплаты, которую вы способны непринужденно и стабильно брать с клиентов - прямое отражение прокачанности вашей денежной мышцы. В идеале это всегда 100%.

Но не забывайте один важный нюанс. Если вы работаете с клиентом в рамках договора оказания УСЛУГ (даже заключенного в устной форме), клиент всегда вправе ВЕРНУТЬ ПРЕДОПЛАТУ, если передумал получать услуги. Что бы вы ни написали в договоре, например "при отказе клиента от консультации / неявке клиента на тренинг / отмене мероприятия клиентом - предоплата не возвращается". Такое условие договора противоречит так называемой императивной, т.е. доминирующей над вашими частными договоренностями, норме Гражданского кодекса. Это крайне неудобно - вернув предоплату "передумывателю", вы потеряли время, силы, свободную дату, не получив никакой компенсации.

Что делать? Постараться разбить услугу на несколько частей и закрывать ее деньгами (и в случае работы от ИП или ООО, актами сдачи-приемки) поэтапно. Например, вы организуете детский праздник за 100 тыс. руб. Выделите 20-30 тыс. как этап "разработки концепции и программы мероприятия", закройте ее отдельным актом сдачи-приемки. Тогда при отмене клиентом мероприятия эту часть предоплаты вам не придется возвращать - услуги в этой части выполнены и приняты клиентом.

НАВЫК СОХРАНЯТЬ СРАЗУ

Очень полезный тайм-менеджерский навык в эпоху переизбытка информации - сохранять информацию сразу в нужное место. Не оставлять ее валяться в залежах электронной почты или тем более недрах вотсапа, где присланные файлы скоро самоликвидируются.

Например, много лет назад я принял политику - любые анкеты обратной связи после любого мероприятия сразу сканируются, pdf складируется в файл вида АНКЕТЫ 2021\2021-09-10 Семинар Федеральная налоговая служба.pdf, бумажные версии подшиваются в толстую папку. Это позволяет легко вернуться к людям с какого-то мероприятия, которые нам могут быть интересны. А также иногда ответить на запрос налоговых органов вроде "Проверяемая компания отнесла на затраты сумму... за участие сотрудника в вашем семинаре, представьте пожалуйста доказательства что он у вас действительно учился".

Аналогично, интересная фотография с семейного мероприятия сразу идет в папку "2021 Семейные фото" в дропбоксе, присланный клиентом договор - в папку клиента и т.д. Надо сказать, полный перевод файлохранения в облака очень помог. С мобильного телефона из вотсапа файл сразу сохраняется в дропбокс, и оттуда же при необходимости пересылается.

Подумайте, по каким видам информации вы регулярно превращаетесь в "перепосылателя", т.е. озадачиваете ваших контрагентов тайм-менеджерски невежливым "перепошлите мне пожалуйста то-то"? Какие файлы вы регулярно не можете найти в текущей переписке? Именно с этих видов информации нужно начать внедрение принципа "сохранять сразу".

DOING BUSINESS: ИНСТРУМЕНТ НЕ ВИНОВАТ

Всемирный банк прекратил считать мировой рейтинг инвестпривлекательности Doing Business, на том основании, что некоторые его руководители подсуживали некоторым странам.

Что в рейтинге подсуживают - для нас не новость. Как руководитель рабочей группы Национальной предпринимательской инициативы, я в течение шести лет ежегодно задавал аудиторам Всемирного банка простые вопросы по рейтингу. Например, "Нашей стране открытие банковского счета считают отдельной процедурой в процессе регистрации новой компании, а Сингапуру - нет. Что же это, в Сингапуре юрлица живут без банковских счетов поголовно рассчитываются друг с другом наличными?" Таких вопросов были десятки, и на многие из них ответы не получены до сих пор.

Однако это не отменяет того факта, что Doing Business был самым авторитетным и системным мировым рейтингом инвестпривлекательности, а большой отчет Всемирного банка о реформах регуляторных процедур в разных странах - исключительно полезным ежегодным чтением. И уничтожать этот инструмент – огромная глупость. Правильнее было поработать над улучшением методологии и отлаживанием прозрачности процесса оценки стран. Если некоторые страны заполонили Олимпиаду толпами спортсменов-"астматиков", это не причина прекращать проводить Олимпиады вообще - это причина поработать над правилами и процедурами.

Для нашей страны посмотреть на себя несколько лет в это "зеркало" было чрезвычайно полезным упражнением. Плюс, по образцу Doing Business, но с адаптацией к местной специфике, был создан Рейтинг инвестпривлекательности российских регионов от Агентства стратегических инициатив. Он дал мощный импульс многим губернаторам и их экономическим командам. Безоговорочно уверен, что работа «по рейтингу» и на международном, и на локальном уровне была не зря и принесет еще много пользы.

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

Вчера выступил на региональном финале конкурса "Бизнес-успех" в Твери. Для меня Тверская область - совершенно особенное место. Родная земля. Деревня, откуда мама и многие мои родственники родом. Я знаю каждый уголок Селижаровского района как свои пять пальцев. Искренне восхищен, как мощно и красиво работают структуры поддержки бизнеса здесь. Яркие, внятные, толковые брошюры с описанием мер поддержки предпринимателя. Исключительно толковые участники с очень интересными вопросами. Супер-коворкинг в центре поддержки предпринимателей Центр поддержки предпринимательства Тверской области "Мой Бизнес". Мои аплодисменты Ивану Егорову и его команде!



(no subject)

Вы - бизнесмен с годовой выручкой около миллиарда рублей или больше. Для вас бизнес - это важнейшая часть вашей жизни. Бизнес - это созидание, это возможность улучшить мир. Но бизнес - это еще и источник серьезных проблем.

Быть бизнесменом - это опасная и вредная профессия, требующая как следует позаботиться о вашей личной безопасности и безопасности вашей семьи. Выездные налоговые проверки, трудовая инспекция, прокуратура, ОБЭП - все это часть бизнес-жизни, которая может больно ударить по вам и вашей семье.

Чтобы чувствовать себя спокойно и не бояться за свою судьбу и судьбу близких, нужно защитить свои личные активы от возможных бизнес-рисков и бизнес-претензий.
Владелец бизнеса в сфере заказных автоперевозок имел около миллиарда выручки и около 10-15% этой выручки шло в "обнал". Причем предприниматель не брал эти деньги себе, объяснял свои бизнес-грехи невозможностью платить все зарплаты вбелую.

На резонный вопрос друзей - "А как же боевые роботы Михаила Владимировича Мишустина, АСК НДС-2, АСК НДС-3? Как можно в наше время так вести бизнес?" отвечал, что имеет очень хорошие отношения с территориальной налоговой и бояться ему нечего.

Бизнесмен при этом имел трех несовершеннолетних детей, жену-домохозяйку и таунхаус на Новой Риге, являющийся совместной собственностью супругов. От очевидного совета друзей "заключи хотя бы брачный контракт, запиши имущество на супругу" отмахивался. Хотя брачный контракт - простой и недорогой способ защитить по крайней мере часть семейных активов, если он включает важный пункт "супруги не отвечают по обязательствам друг друга".

Несложно было сообразить, что в случае банкротства и субсидиарной ответственности таунхаус на Новой Риге в качестве "единственного жилья" не пройдет - его продадут, взамен предоставив семье другое жилье по минимальным социальным нормам.

Брачный контракт должен "вылежаться" хотя бы год, а лучше три, тогда его труднее оспорить. В идеале раздел имущества по брачному контракту должен быть равноценным - например, у жены таунхаус, у мужа нематериальные активы - товарные знаки и т.п. Иначе при банкротстве арбитражный управляющий и суд могут задать резонный вопрос - "почему все имущество принадлежало только жене, похоже вы заранее готовились к банкротству бизнеса и прятали активы?"

Проблемы в бизнесе ожидаемо пришли. Началось все с обиженного уволенного сотрудника, с которыми не урегулировали отношения. Сотрудник сначала скандалил в соцсетях, а потом начал писать письма в налоговую, полицию и прокуратуру.

В результате визит ОБЭП, выездная налоговая проверка, доначисление налогов на несколько сотен миллионов рублей, банкротство, уголовное дело, арест имущества. Возможно, повезет, и срок окажется условным - но это пока неточно, так как денег на хороших адвокатов нет.

ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ НА САЙТЕ: https://clck.ru/XSwV2

(no subject)

Больше года мы наставляем и тренируем состоявшихся взрослых людей, привыкших к корпоративному найму. Наша цель – помочь им зарабатывать больше, продавать себя лучше, монетизировать свои профессиональные компетенции, не теряя своих социальных преимуществ.

Работа в «большом найме», в солидных компаниях на хороших должностях, многое дает. Четкость в работе, включенность в бизнес-среду, принадлежность к избранной касте. Но, как оказалось, и полностью отшибает самостоятельное денежное мышление. Даже люди, которые трудятся на самых горячих коммерческих участках в корпорациях, эффективно решают важные финансовые и бизнес-задачи на благо своей компании – беспомощны как младенцы в зарабатывании хоть каких-нибудь денег в самостоятельном полете.

Для нас, экспертов Онлайн-школы Глеба Архангельского, все это было неожиданным. Долгие месяцы педагогических экспериментов подтверждают эту гипотезу. Да, действительно, взрослые, хорошо образованные и хорошо тренированные в своей основной специальности люди, умные, мотивированные, целеустремленные, готовые учиться, испытывают колоссальные трудности, когда нужно заработать дополнительные деньги альтернативным от основной работы способом. А ведь именно второй доход дает нам независимость, устойчивость, безопасность.

Приглашаю вас к серьезному разговору о том, как оценивается ваш профессионализм, на своем бесплатном вебинаре «ПРОФЕССИОНАЛИЗМ VS ДЕНЬГИ», 9 сентября в 19.00.

Ссылка на регистрацию: https://clck.ru/XQkuH

(no subject)

Вы предприниматель, а значит человек увлекающийся. Бизнес затягивает вас всего и полностью. Водоворот клиентов, сделок, денег, сотрудников - это ваше счастье. И в этом нескончаемом потоке энергии вы склонны забывать, что бизнес - это не вы. И даже не часть вас.

Бизнес - это дорогостоящий станок, машина, предназначенная для извлечения прибыли, но могущая оторвать пальцы или руку, если не соблюдать технику безопасности. Быть бизнесменом - это опасная и вредная профессия, требующая как следует позаботиться о вашей личной безопасности и безопасности вашей семьи.

На семинаре "Эффективный бизнесмен" мы делаем простое упражнение - разбиваемся на группы и каждый участник вспоминает ситуации, когда ему или его знакомому бизнесмену "прилетело". Поражает богатство проблем, которые сваливаются на головы бизнесменов.

Выездная налоговая проверка, донасчитавшая в налоги половину годовой выручки - это мелочи жизни, понятные каждому. Гораздо веселее обсуждать уголовные дела, аресты, заключения под стражу, визиты прокуратуры и Следственного комитета. Наша особенная гордость - клиент, чья компания попала под санкции Госдепа США.

Интересно, что участники с выручкой 5-10 "ярдов" говорят о таких ситуациях спокойно, а вот с выручкой 0.5 - 1 "ярд" часто выходят ошарашенными от понимания, что все самое веселое у них еще впереди. Как блестяще сформулировал один из них, "Ведь правда, мы думаем, что мы "бессмертные", пока нам самим не прилетит".

Васе "прилетело", Петя "присел", а я - "бессмертный". Так рассуждают многие предприниматели с годовой выручкой плюс-минус миллиард рублей.
Давайте вспомним поговорку "Технику безопасности работы с токарным станком я знаю как свои три пальца", и выстроим глубоко эшелонированную оборону, не дожидаясь, пока нам "прилетит". Спойлер - в момент, когда "прилетело", обороняться выходит намного дороже.

Первый этап защиты: читайте далее на сайте: https://clck.ru/XMsRd

(no subject)

Не секрет, что многие сейчас разочарованы тем, как оценивается их профессионализм. Годы опыта, обучения, наработанные связи – все обесценивается под натиском каких-то новых тем, трендов, веяний. Причем многое – просто «розовая пена», а не фундаментальное изменение в подходах и технологиях.

Нас, взрослых состоявшихся людей, постоянно упрекают в ретроградстве, несовременности, консерватизме. Правила игры перестают быть понятными. Профессионализм в классическом понимании оценивается все хуже и хуже. Впору совершать профессиональное самоубийство.

Обычно, когда говорят о профессиональном самоубийстве, имеют в виду невероятно глупый или дерзкий поступок, который абортирует всю карьеру. Грубейшая врачебная ошибка, глупое публичное высказывание политика, неожиданный «бунт на корабле» корпоративного топ-менеджера...

Однако, гораздо чаще все мы совершаем «скрытое» профессиональное самоубийство. Медленно, постепенно, изо дня в день совершая действия, которые ведут нас к неизбежному концу – потере денег и статуса.
https://clck.ru/XL56F